Современный мир с точки зрения бизнеса – это нестабильная, неопределенная, сложная и неоднозначная среда, которую называют VUCA-миром. Название является акронимом по первым буквам английских терминов, обозначающих нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность.
В VUCA-мире постоянно возникают непредвиденные изменения непонятной продолжительности, появляются новые бизнес-модели, развиваются новые технологии и возникают новые профессии. Кроме того, стремительно появляются огромные объемы новых знаний и идей, а предыдущий контент устаревает всего за два-три года. Все это в разы усложняет и затрудняет прогнозирование, принятие решений и планирование.
Почему в VUCA-мире нужно постоянно учиться
Чтобы бизнес мог не просто выжить, а расти и развиваться в этом новом мире, необходимо внедрять новую образовательную модель. Безвозвратно ушли те времена, когда сотрудник мог получить образование по специальности один раз в жизни и дальше только накапливать опыт.
Обучение в VUCA означает учебу на протяжении всей жизни, только в этом случае можно адаптироваться под меняющиеся требования мира. Добиться успеха в VUCA–мире может только человек, который постоянно учится и осваивает новые направления деятельности, способен постоянно меняться, быстро принимать решения и действовать.
В новой VUCA-реальности одной из движущих сил развития является любознательность. Желание постоянно исследовать новое и приобретать новые знания помогает лучше адаптироваться к VUCA-среде с ее постоянными технологическими, геополитическими, потребительскими и прочими потрясениями.
Компании в VUCA-реальности: гибкое реагирование на перемены
В VUCA-действительности лидером рынка становятся те бренды, которые постоянно развиваются сами и развивают свой персонал. В противном случае их вытесняют на обочину более динамичные и гибкие конкуренты, что хорошо видно на примере таких бывших гигантов, как Kodak, Polaroid, Basf. Эти компании не смогли вовремя отреагировать на появление цифровых технологий, не стали меняться и внедрять новые продукты в ответ на потребности целевой аудитории.
Корпоративное обучение в VUCA – это не набор разрозненных тренингов, а кропотливая работа по повышению гибкости и вовлеченности персонала. Бизнесу нужны сотрудники, мотивированные к постоянному профессиональному росту и развитию, способные генерировать новые идеи и создавать добавленную ценность для компании.
Корпоративное обучение в VUCA использует целый ряд методов и инструментов для повышения вовлеченности персонала и мотивации сотрудников к профессиональному росту. Самые известные из них – это:
- SCRUM-инструменты;
- технология дизайн-мышления;
- обучение на реальных кейсах.
SCRUM-методология изначально была разработана для применения в IT-компаниях, однако сегодня она успешно используется в non-IT сферах. К примеру, ежедневные утренние стендапы в команде. На них каждый сотрудник рассказывает о том, чего добился за вчерашний день и какие возникли трудности, а также берет на себя обязательство выполнить определенный объем работы.
Обучение дизайн-мышлению учит сотрудников ориентироваться на интересы потенциальных пользователей. Этот метод позволяет поставить в центр потребности и запросы будущего потребителя, широко охватить проблему и понять ее в деталях. Дизайн-мышление развивает культуру инноваций, помогает создавать удачные конкурентоспособные продукты.
Кейс-обучение на реальных практических ситуациях – эффективная технология коллективного обучения. Учащиеся обсуждают часть реальной жизни, критически осмысливают ее и вырабатывают обоснованное решение.
У вас остались вопросы?
Задайте их прямо сейчас по WhatsApp. Мы вам поможет.